Возможна ли мысль без слов?

 

Представьте лето, вы плывете по речке, солнце на закате отдавая теплым цветом просачивается сквозь пальмы оставляя отражение на воде… к этому моменту вы уже дополнили историю собственными деталями. Рассказ событий завершился, а вот мысли по-прежнему продвигаются, слова заставили ваше воображение работать, как мышление состоит из сквозного потока слов, так и правильная их комбинация дает возможность мыслить. Однако, мысль можно визуализировать, так же как ваш мозг дорисовывал детали, которые не были описаны.

 

Жестовый язык берет начало с самого становления человека как существа. Наши предки, выходя на охоту использовали жесты для обмена информации, особенно в ситуациях где требовалась беззвучная кооперация.

Сиракузский тиран Дионисий правил на территории современной Италии и Греции, под страхом смерти в V в. до н.э. запретил разговаривать на улицах. Как думаете, к чему это привело? Это сделало итальянский язык богатым на жесты. Человек, как социальное существо не может без общения, и как мы развивались, проявляя смекалку в охоте, так и стремимся к социализации находя доступные методы передачи информации.

С развитием речевых способностей устный язык вытеснил жестовый как более простой, в те времена жестовый язык носил примитивную форму обозначений, в лучшем случае действий. Современный ЖЯ имеет собственную структуру и грамматику из которой получаются фразы, наполненные смыслом и смысл жеста, зачастую определяется контекстом. Такую форму он приобрел недавно, если рассматривать относительно письменных языков ему не больше 300 лет, понятное дело устные языки развивались в течении нескольких тысяч лет и значительно выигрывают в этой гонке. Несмотря на это, ЖЯ своеобразен и не похож на остальные виды передачи информации, изобретенные человеком.

 

Этим летом, находясь на музыкальном фестивале «Атлас», который проходил в Киеве, я заметил компанию из ребят, не славянской внешности, ведущих разговор с украинской публикой на ЖЯ, однако язык, на котором они говорили отличался от того, который я учил. Подойдя поближе я понял, что разговор ведется на American Sign Language (ASL) и Русском Жестовом Языке (РЖЯ). Американцы, посетившие фестиваль, выступали переводчиками песен, и не зная ни русский, ни украинский язык, общались с публикой, не знающей английский. В течении 6-ти часов я наблюдал бесконечный интерес к общению и обмену жестами между обеими сторонами и уже, под конец концерта было заметно что все общаются на одной волне без каких-либо языковых барьеров. Даже мой небольшой запас ЖЯ позволял понимать суть. С неподдельным интересом они рассказывали о своей культуре, как добирались в Украину, о своих женщинах. Были шутки, целые истории и тот день я помню до сих пор, ведь не существовало никаких преград в понимании. Это был удивительный опыт, иностранцы, прилетели с другого конца земного шара и общаются на комфортном и доступном для понимания языке, даже не смотря на колоссальную разницу между письменными языками.

 

История ЖЯ полна препятствий и прежде чем он стал, тем коим мы видим его в современном мире, ему пришлось пройти серию невероятных испытаний. В 18м веке ЖЯ представлял из себя систему из наборов бездушных жестов при помощи которых, невозможно было комфортно общаться, не говоря уже об обучении. Можно было передать краткую информацию, что от тебя требуется и на этом все, обучение происходило медленно и малоэффективно. В основу этого легли постоянные запреты ЖЯ в пользу чистого устного метода. Да, были времена и ЖЯ был под запретом, глухих обучали исключительно при помощи речи, которая была им либо вообще непонятна, либо давалась с большим количеством недостающей информации. Если глухой человек мог понять указательный предмет, то вот с абстракциями были большие проблемы. Попробуйте сами объяснить человеку, у которого словарный запас состоит из существительных окружавших его, что такое течение времени, черта характера, объемность и т.д.

 

Долгое время жестовая система общения считалась крайне примитивной, по причине что ЖЯ не поддавался анализу при помощи лингвистики оперирующей понятиями «часть речи», «деепричастие», «подлежащее» и логично было предположить, что она лишена грамматических закономерностей. На своем пути изучения ЖЯ меня лихорадило из стороны в сторону, мне как большому поклоннику правил и вещей, которые можно описать при помощи письменного языка, с богатым словарным запасом, было крайне тяжело смириться с мыслью что многих слов в ЖЯ и не существует вовсе, а так полюбившиеся фразеологические обороты не имеют перевода. На первый взгляд жестовый язык кажется скудным и сокращенным до невозможности, лишенным искусства речи, красивых слов, синонимов, и казалось, что жестовым языком невозможно выразить свои чувства… но такое мнение ошибочно.

Нам все кажется странным чего мы не понимаем и с чем мы не знакомы. В ЖЯ, как и в письменном языке, смысл приобретается не отдельным словом, а предложением имеющий свой законченный смысл и зачастую он понятен из контекста. Образ же, в котором выражается ЖЯ передает понятие более полно чем это возможно сделать при помощи слов. ЖЯ имеет своего рода 3D структуру в которой возможна визуализация события, и мы сравниваем этот метод передачи информации с письменным языком, который имеет строгое выражение на двухмерной плоскости — на листе бумаги. Иными словами, мы рассказываем о трехмерном мире персонажу, который всю жизнь провел в двухмерном мире, это все равно что пытаться нам объяснить 4е измерение или искажение пространства и времени под действием сверхмассивных черных дыр.

 

Количества жестов в РЖЯ не знает никто, но можно определенно сказать: в РЖЯ столько жестов, сколько нужно. На помощь в дополнение приходит мимика и стоит заметить, что лицо обладает такими же богатыми коммуникационными возможностями, что и оттенки голоса. Мы можем лучше передать интонацию, настроение, если не будем скованными правилами. Нас с раннего детства учат держать рамки приличия и всеми способами пытаются внести поведение, как и мышление в рамки. К тому времени когда мы становимся взрослыми мы приучены сдерживать свои эмоции, что и делает нашу мимику сложно для чтения. В мире глухих все наоборот: в передаче информации мимика играет ключевую роль. Однажды, при посещении культурного центра для глухих, я наблюдал за рассказом волонтера, его ритмичные пластические движения выдавали в нем танцора, а худощавое тело элегантно обтекала одежда преимущественно темного цвета и только подтверждала: перед нами человек искусства.  Мне крайне сложно разобрать хоть что-то от человека, который говорит на ЖЯ как на родном, но было невероятно интересно наблюдать за рассказом, суть которого едва уловима, волонтер подобно актеру голливудского уровня с хирургической точностью передавал настроение и эмоции своей публике при помощи ЖЯ и мимики.

 

1880 год, с 6е по 11 сентября ознаменовались черными днями для ЖЯ и всего сообщества глухих, беспрецедентный случай в области лингвистики. В этот день, в Милане прошел международный конгресс, где выступили 2 противоборствующие методики обучения глухих: жестовый язык в противовес чистому устному методу. Результат был предрешен заранее, большинство участников комитета были противниками жестового языка. Еще не так давно происходили абсурдные события, общество только развивалось и ему предстояло выяснить механизмы, по которым человек обучается. С НТП пришли не только изобретения, а также, методом проб и ошибок, понимание устройства человека и принципов работы нашего мозга. В современном мире образование переходит в социальные сети, и мы видим, как ранее несколько лет обучения в групповых классах превращаются при помощи эффективных методик в двухмесячные курсы.  В 1880 году все произошло в точности до наоборот, запрет ЖЯ превратил жизнь и образование глухих в сущий ад, практически полностью уничтожив ЖЯ как лингвистическую структуру и отбросив образование глухих на десятки лет.

Главная проблема заключается в том, что общество глухих не способно выиграть спор у своих слышащих соотечественников, их мнение попросту не учитывается. Когда глухие выступают с критикой в сторону слышащего сообщества, делаются они это через переводчика, который также является слышащим. Попробуйте передать жалобу директору на менеджера через самого менеджера, не мудрено что в итоге вы окажетесь виноватым. Поэтому общество глухих всегда находится под постоянным давлением и невозможностью защитить свои интересы.

Ранее известная и ныне канувшая в лету книга И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» выступала с резкой критикой глухих, где они и их родной язык выражался как аномальный, бескультурный и по законам тех времен вполне логично было предположить, что глухие подверглись преследованиям и репрессиям. ЖЯ стал изгоем, а глухие вновь окунулись в мрачную атмосферу 19го века.

Русский жестовый язык нашел яркое выражение в виде оттепели в послесталинские времена, где выступал как искусство в театрах мимики. Когда общество привыкло держать рот и свои мысли под замком, глухие демонстрировали способ передачи информации беззвучно. Такие театры были популярны среди слышащих, а актеры выступали не столько на чистом или калькулирующем ЖЯ, сколько демонстрировали образы и эмоции на отдельные сцены. Такое выражение получило и в современном мире под названием сторителлинг, где даже без особых знаний ЖЯ вы можете понять переданную информацию и наблюдать за действиями с бескрайним интересом.

 

Как при помощи слов строился Вавилон, так и при помощи слов он был разрушен. Порой отдельные фразы играют решающую роль в направлении целого сообщества и одной из таких фраз была сделана председателем совета Галлодетского университета для глухих: «Глухие пока не готовы к работе в мире слышащих» — это был ответ на просьбы студентов поставить во главе университета глухого. После этого, впервые, самым невероятным образом 2 тысячи глухих студентов сплотились единой стеной. Они забаррикадировали студенческий кампус и выдвинули недвусмысленное требование: сделать глухого директором. Теперь глухой представлял из себя не зашуганного индивидуума, пытающегося выжить и справиться со всеми сложностями жесткого общества, а частью настоящего и организованного сообщества, ни в чем не уступающего своим слышащим собратьям. А еще это был праздник, ведь впервые в своей жизни глухие почувствовали себя сильными и независимыми, впервые не было никаких барьеров и впервые в жизни они диктовали свои правила. Вместо яростной толпы ставшей на пути разрушения мы наблюдали за целым солнечным миром, где каждый общался на языке жестов, где на мгновение ЖЯ, родной язык глухих стал большинством и на котором велись переговоры, где человек не владеющий ЖЯ не имел силы. 2 недели глухие впервые в истории сплотились единой целью и победили, впервые в истории высшего учебного заведения должность директора получил глухой.

 

Современный ЖЯ представляет из-себя сложную и своеобразную лингвистическую систему. Это очень богато развитый язык, на котором вполне можно выражать различные абстрактные понятия, ряд положений, мыслей и сведений общественно политического характера. А еще ЖЯ учит высказываться максимально доступно и просто, что является главным критерием при написании большинства текстов различной сложности: чем более простым языком текст написан – тем лучше он читается. ЖЯ так же само невероятным образом развивает воображение и наиболее точно передает эмоции и чувства.

 

Здорового общество можно определить по развитию и глухие в этом направлении также не стоят на месте. Уже сегодня мы видим безграничное количество блогеров занявших популярные площадки ютуба, инстаграма. Мы видим развитие ЖЯ как лингвистической системы, так и показательным, оригинальным способом передачи информации https://www.instagram.com/p/B1CTdXPiN_4/?igshid=2s0zd2z7wjt1 . У нас имеются глухие реперы, как бы странно и не вообразимо это бы не казалось https://www.instagram.com/p/Bz_OVTuBJ5g/?igshid=16pyjxz5s38wz Модели с невероятным количеством подписчиков, аккаунту которого может позавидовать любой слышащий человек https://instagram.com/nyledimarco?igshid=1fecjhh8nuhzj Артисты, поэты, писатели, повара, бизнесмены, танцоры, борцы за справедливость, путешественники повидавшие весь мир и список можно продолжать бесконечно. Хоть и ЖЯ не является универсальным языком во всем мире, зачастую он выражает именно то что и показывает, а значит для любого владеющего ЖЯ человека не существует преград для общения с глухим из любой точки земного шара, никаких барьеров и препятствий. Вы можете поехать в Японию заранее договорившись с глухим гидом или еще лучше, встретить там компанию из людей, владеющих местным ЖЯ и как можно ближе познакомиться с культурой страны, ведь ни один язык мира не способен так точно передать расположение духа, эмоцию, чувство.

 

И возникает закономерный вопрос, если человек владеющий ЖЯ может общаться с любым другим кто знает ЖЯ из любой точки земного шара, если ЖЯ наиболее точно подходит для передачи чувств, эмоций, культуры человека, то тот ли язык, который можно записать на бумаге является истинным? Ведь возможно, глухие, в попытках преодолеть невероятные испытания в коммуникации создали нечто большее чем просто способ передачи информации.