«Система сурдопедагогики уже не работает»

 

Мы в последнее время всё чаще говорим о том, что та система сурдопедагогики, которая была в наше время (60-90-е годы), уже не работает. С каждым годом наблюдается всё больший разрыв между дошкольным и школьным образованием для глухих детей. Если сравнить, как занимаются со слышащими детьми в детских садах, можно сказать, что с ними вообще не занимаются. Хотя это не так, с ними все занятия проходят в устной форме: воспитатели читают им сказки, дети занимаются творческой деятельностью, пополняют словарный запас русского языка через картинки. Психологи, нейропсихологи считают, что оптимальный возраст для обучения чтению —​ это 6-7 лет, то есть школьный возраст. А как занимаются с глухими детьми? Их начинают учить читать в 3 года, стены группы, которую посещают глухие и слабослышащие дети, практически в иероглифах в буквальном смысле слова: одни таблички. А где картинки? А где общение между воспитателями и детьми? Как читают там сказки детям? Почему-то общество считает, что глухих и слабослышащих детей нужно обучать с 3 лет чтению и письму, а то как они будут пополнять словарный запас? Как они будут развивать слуховосприятие? Подождите, у таких детей мозг сформирован немного иначе? Они готовы в 3 года начинать чтение? Да, ребёнка можно научить, но это не является ли вмешательством в его психо-физиологические процессы? Глухие и слышащие дети развиваются одинаково. Их отличает только степень потери слуха. Взамен раннему чтению с табличек есть уникальный инструмент —​ дактилология. Она же и моторика рук, и живое письмо в воздухе. Взамен чтения сказок в текстовом виде для малышей доступен русский жестовый язык, который по сути является беззвучной устной речью. Необходимо только знать, КОГДА и КАК подключать русский язык. Какие особенности у глухих и слабослышащих детей —​ потеря слуха, надо это учитывать и использовать доступные средства для их развития, чтобы ребёнок развивался в соответствии с возрастом, научился говорить, писать, читать, считать, понимать обращенную речь, умел отвечать на вопросы и рассказывать содержание прочитанных текстов.

Если бы работала та программа подготовки детей к школе, которая используется и поныне с 1991 года, разве вставали бы те проблемы, которые есть сейчас? Слабая подготовка детей к школе, низкий уровень грамотности и так далее? Предлагаем вашему вниманию фото двух садов: для слышащих и для глухих детей. Где вам бы хотелось находиться?