Понятие «инвалидность» для глухого человека

 

Кто такой — инвалид? Это человек, утративший (полностью или частично) трудоспособность вследствие ранения, увечья, болезни или старости (источник: www.gramota.ru). Если рассматривать понятие «инвалид» или «инвалидность» в отношении глухих и слабослышащих людей, то возникает второй вопрос: а что такое — глухота? Это полное или частичное отсутствие слуха (источник: www.gramota.ru). Отсюда вытекает ещё один вопрос — это болезнь или особенность? Медицина считает глухоту болезнью, которую необходимо излечить, устранить. Таким образом, по их мнению, надев слуховые аппараты или сделав кохлеарную имплантацию (хирургическое вмешательство), человек излечивается от глухоты, становится «нормальным»- как все другие люди с хорошим слухом, научается говорить, как все. НО! Если взрослый или ребёнок снимут аппараты/имплант (речевой процессор) они остаются глухими. Глухота сама по себе не лечится на сегодня.
Если рассматривать глухоту как особенность, то учитываются особенности самого ребенка, его степень потери слуха. Существуют 4 степени потери слуха: от легкой до тяжелой (тотальной глухоты), и даже при одной и той же степени потери слуха, два человека могут слышать по-разному, у одного произношение будет лучше, чем у другого. Кто-то сможет обходиться без переводчика жестового языка, а кому-то он необходим.

То есть если мы рассматриваем глухоту как особенность, значит, мы стараемся помочь ребенку или взрослому социализироваться в окружающем мире, чтобы они не испытывали никаких барьеров. По сути мы, глухие, не чувствуем себя инвалидами: свободно передвигаемся, учимся, работаем, путешествуем, водим машины, ведем собственный бизнес и так далее. А какие вообще могут быть барьеры у глухих (здесь и далее — обобщенно говорим в том числе про слабослышащих людей и с кохлеарной имплантацией)? Виды барьеров: отсутствие доступа к информации в визуальном виде (субтитры, жестовый язык, текст), отсутствие коммуникации между глухим и слышащим человеком (слышащий не знает жестового языка, а глухой не может говорить), отсутствие информации в доступном виде в случае чрезвычайных происшествий (к примеру, в торговых центрах отсутствует лампочка сигнальной тревоги — объявляют о ЧП по громкой связи, через репродуктор). В момент, когда глухой человек не получает информацию или качественную коммуникацию, он начинает чувствовать себя инвалидом.

Какая ситуация в отношении глухих детей? Специалисты, в том числе сурдопедагоги, не рекомендуют применение жестового языка с раннего возраста. По их мнению, это препятствует развитию навыков произношения у детей, снижает мотивацию к тому, чтобы слышать звуки окружающего мира. Но из-за этого возрастают риски лингвистической депривации, когда ребенку не дают доступ к языку, из-за чего возникает задержка психического развития, сложность в овладении языком страны, в которой он проживает (в данном случае — русским языком). В коррекционных школах запрещают применение жестового языка. Часть детей может учиться без переводчика жестового языка, а часть просто просиживает уроки и получает плохие оценки. Этой половине детей говорят, что они не хотят учиться, сами виноваты. Так ли это? Или это проблема в получении-передаче информации от педагога ребенку и обратно? Парадоксально, что 30.12.2012 указом Президента РФ был подписан закон о социальной защите инвалидов в части предоставления переводчиков жестового языка взрослым глухим и детям с 7 лет, и при этом переводчиков жестового языка нет ни в одной школе, зато в институтах студентам с 18 лет предоставляют их без проблем по ИПРА (но чтобы его вызвать, нужно еще потрудиться: получить направление, оплатить услуги переводчика и съездить в ЦСО за компенсацией; или получить соответствующее направление и вызывать переводчика через Всероссийское общество глухих). В дошкольных учреждениях ситуация аналогичная, более того, трехлеток сразу обучают всему: и читать, и писать, и говорить, и слушать. А где развитие коммуникативных навыков через игровую-познавательную деятельность? А если ребенок из семьи глухих и владеет жестовым языком, его обучают русскому языку без опоры на его первый и родной язык — жестовый. И ребенок попадает будто бы в другой мир, где нужно сразу говорить, читать и писать на русском. Слышащие взрослые могли бы сразу влиться в среду китайцев без опоры на первый родной русский язык? Глухие дети из семей слышащих часто выпадают из общения в кругу семьи: они не успевают услышать и обработать всю информацию. Из-за этого у них может возникнуть задержка психического развития, будет ограниченный словарный запас.

А телеканалы? Сколько у нас телеканалов для детей с субтитрами? Только один — «Карусель», а «СТС», а «Дискавери» — эти каналы недоступны детям ввиду отсутствия субтитров.

То есть игнорируя потребности глухих взрослых и детей, общество делает их инвалидами и ограничивает их доступ в большой мир. Игнорируя жестовый язык в раннем возрасте, в случае когда он особенно необходим, родители и специалисты, не признают особенность ребенка и делают его инвалидом. Обратите внимание на Конвенцию ООН о защите прав детей-инвалидов, статья 24. Образование, пункт 3:
«Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;
c) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.»

Будущее детей в руках взрослых, дайте возможность «цвести» глухим и слабослышащим детям и наслаждаться общением с родными, с радостью посещать детский сад, получать качественное обучение в школе.