Цитируем дословно: «В недавнем интервью агентству «Интерфакс» Ольга Васильева призналась: «Мы не являемся самой читающей страной в мире, потому что, читая, мы не понимаем текст». И привела данные последних исследований, согласно которым каждый четвертый ребёнок (23-25%) не владеет функциональным чтением — то есть попросту не понимает то, что он читает. И сегодня школьник, прочитав короткий параграф учебника, не может пересказать, о чём там речь. «Получается, что человек не понимает смысла прочитанного. А человек, не понимающий смысла текста, двигаться вперед не сможет», — нравоучительно констатировала Васильева. А ведь совсем недавно, «в 1988 году мы были грамотнее всех в мире»… Насколько достоверны эти данные о школьниках, мы не можем сказать, но, выезжая к детям на дом, Елена Соловейчик отметила одну особенность: слабослышащие и глухие дети вслух читают очень хорошо, но не понимают смысла прочитанного текста (хотим отметить, что Елену вызывали не как специалиста по постановке звуков, а как человека, который желает помочь семье решить проблему с ограниченным словарным запасом детей). Когда Елена стала задействовать жестовый язык во время чтения текстов, то выявились многие пробелы в словарном запасе у детей или в подмене понятий, и родители наконец-то осознали, что если ребёнок читает, это ещё не значит, что он всё понимает. К примеру, как уловить, что ребёнок понимает глагол «есть» в значении «иметь», а не в значении «кушать»; как проверить, что он знает слово «перемещаться» как движение с изменением местоположения, а не как размешивание каши ложкой? Чтение — один из важных аспектов развития глухих и слабослышащих детей, формирования их словарного запаса русского языка и закладывания фундаментальных основ грамматики словесного языка. Мы стремимся к тому, чтобы дети любили книги, читали их везде, меньше были привязаны к гаджетам. Порой нас спрашивают: «Почему у нашего ребёнка маленький словарный запас? Мы с ним много занимаемся», а при беседе выясняется, что ребёнок не любит читать. Он просто не понимает смысл прочитанного, поэтому и не набирает должный уровень слов, не имеет каких-либо пространственных представлений об окружающем мире. С Елисеем (глухой с рождения) Екатерина Савченко читала книги с самого рождения, рассказывала их содержание на русском жестовом языке. Ни дня не проходит, чтобы Елисей не читал, и это большая радость для его родителей. Данным роликом мы приводим пример, как владение национальным жестовым языком помогает контролировать понимание смысла слов, текста. Ведь при чтении вслух невозможно уловить (телепатически) образы к словам, предложениям, которые проносятся у ребёнка в голове.

https://youtu.be/EqklR5RJG4I