С февраля месяца текущего года Екатерина Савченко и Елена Соловейчик проводят занятия по русскому языку как неродному с опорой на русский жестовый язык.

 

Занятия по субботам посещают около 30 детей, из них только 4 ребёнка из семьи слышащих. Мы выявили, что у большинства детей очень хорошо развита устная речь посредством русского жестового языка. То есть они очень хорошо рассказывают о себе, отвечают на вопросы, но как только просишь их сказать всё то же самое на русском языке, то тут возникает проблема: дети не могут составить предложения связно, ошибаются в родах/числе, путают окончания. Специалисты скажут — всему виной русский жестовый язык. Прежде чем согласиться с этим убеждением, хотели бы приоткрыть завесу причины, которая приводит к такому плачевному результату владения языком страны, в которой мы проживаем. Как только родители узнают о потере слуха ребёнка, им сразу говорят: «Носите аппараты/рекомендуем КИ. Жестовый язык ни в коем случае, махать руками будет». Если это слышащие родители, конечно, они прислушаются к сурдопедагогам и будут общаться с ребёнком исключительно устной речью. А если родители глухие? Естественно, у ребёнка в такой семье будет первым родным языком — жестовый. Если родители сами хорошо владеют русским языком, в такой семье ребёнок будет билингвом, естественно усваивать два языка: русский жестовый и словесный языки. А если родители малограмотные в русском языке? Приводят ребёнка в детский сад после трёх лет с сохранным интеллектом, навыками коммуникации на русском жестовом языке. Что делает в первую очередь сурдопедагог? Отвечаем, сразу начинает говорить с глухим ребёнком устно, на русском словесном языке и запрещает ребёнку выражать свои мысли, потребности на жестовом языке. Как Вы думаете, будет ли прогресс? Специалист в данном случае ОБЯЗАН ПОМОЧЬ ребёнку овладеть русским словесным языком с опорой на первый и родной язык ребёнка, используя лексику жестового языка. Таким образом, постепенно и плавно ребёнок начинает знакомиться с русским языком, ему ИНТЕРЕСНО познавать второй язык, он гордится, что знает два языка. А у нас получается, что специалисты НЕ УЧИТЫВАЮТ базу, которая УЖЕ СФОРМИРОВАНА у ребёнка и начинают обучать его с нуля, используя таблички (глобальное чтение с трёх лет вызывает вопросы, так как мозговые функции ребёнка не готовы в силу особенностей его возраста), устную речь. Как ребёнок может сразу понять и заговорить, если нет связующего звена — родного языка. И такой процесс заучивания приводит к отсутствию автоматизма при построении предложений, дети постоянно задумываются: а какое окончание мне указать, а это какой род и т.д.? Какие цели преследует сурдопедагогика в отношении глухих детей из семей глухих? ПОМОГАТЬ ИЛИ ОТВЕРГАТЬ?

 

 

 

О результатах занятий мы сообщим по окончании реализации проекта на средства Фонда президентских грантов (https://президентскиегранты.рф/).

Также вы можете скачать опорные таблицы, которые могут помочь вашим детям в изучении русского языка (понятие вопросов «Кто? Что?», определение рода существительного, окончания существительных в единственном и множественном числе, окончания имён прилагательных).

1. Таблица окончаний имён прилагательных

Таблица_Прилагательное_070320

2. Единственное число (КТО? ЧТО?)

Таблица_ЕдМнЧ_280220

3. Таблица КТО ЧТО

Таблица_КтоЧто_010320