В рамках проекта «ЯТОП» на средства Фонда президентских грантов (https://президентскиегранты.рф) был проведен курс «Морфемика. Словообразование». Автор курса — Людмила Жадан, учитель русского языка и литературы (МПГУ), преподаватель русского жестового языка (МГЛУ).
Эти занятия посетили 20 глухих и слабослышащих школьников (2 учащихся из 20 учащихся не смогли присутствовать на втором занятии по болезни). Занятия проводились в группах по 6-7 человек. Продолжительность каждого занятия — 40 минут. Как это было, вы можете посмотреть тут: https://iunderstand.ru/project/o-grante-slovoobrazovanie/.

Глухих школьников было в общей сложности 12 человек, остальные 6 учащихся — слабослышащие школьники. Большинство учащихся отметили, что считают себя билингвами или носителями русского жестового языка (17 человек из 20 учащихся).

Вся информация на занятиях подавалась преподавателем в виде:

— презентаций, письменных заданий на листочках — на русском языке;

— видеороликов на русском жестовом языке, содержащих субтитры на русском языке;

— лекций, объяснений преподавателя — на русском жестовом языке.

Цель занятий:

1) дать основные знания по морфемике (составу слова) и по словообразованию (способах образования слов) в русском языке — на русском жестовом языке и на русском языке (в письменной форме)

2) проверить эффективность метода (выяснить, насколько понятно для глухих учащихся воспринимать учебную информацию данным способом).

Перед первым занятием проводилось первичное тестирование (15 минут), после второго занятия — заключительное тестирование (15 минут).

До начала занятий выяснилось, что учащиеся:

1) плохо различали термины, смешивали понятия «часть слова» и «часть речи», а также «однокоренные слова» и «однородные члены предложения». Например, 1/4 часть учащихся (5 человек) вместо того, чтобы перечислить части слова, перечислили части речи. Далее, 1/5 часть учащихся (4 человека) перепутали однокоренные слова с однородными членами предложения.

2) плохо знали названия частей слова. Например, обнаружилось, что не знают/не помнят ни одной части слова — 8 учащихся из 20 учащихся, 1-2 части слова назвали 2 учащихся из 20 учащихся, 3-5 частей слова правильно назвали лишь 10 учащихся из 20 учащихся (1/2 часть от всех участников эксперимента).

3) плохо выполняли разбор слова по составу (иногда даже не видели корень в слове). Например, ни одного слова из пяти предложенных не смогли разобрать 6 учащихся из 20 учащихся, все слова (все пять слов) из предложенных правильно разобрать по составу не смог никто.

После изучения курса результаты были значительно лучше, в частности, учащиеся:

1) научились различать термины «часть слова» и «часть речи», а также «однокоренные слова» и «однородные члены предложения». Один раз ошибся на заключительном тестировании лишь один учащийся.

2) уточнили или узнали названия частей слова. Например, на заключительном тестировании обнаружилось, что 5 частей слова правильно назвали 17 учащихся из 20 учащихся.

3) научились хорошо выполнять разбор слова по составу, научились видеть корень в слове. Например, все слова (все пять слов) из предложенных правильно разобрали по составу 9 человек, 3 слова из пяти предложенных смогли разобрать 7 учащихся из 20 учащихся.

4) узнали способы словообразования. Например, 3-5 способов словообразования смогли назвать 13 учащихся (против 2 учащихся до начала курса)

5) смогли выполнить несколько сложных заданий по данному разделу науки о языке.

Вывод: обучение устным методом не решает проблему низкого уровня грамотности глухих, слабослышащих и кохлеарно имплантированных школьников. При обучении русскому языку необходимо делать упор на развитие грамматики, понимание правил русского языка, используя при этом все средства коммуникации (жестовый язык, дактилология, устная и письменная речь). Работа над произношением и развитием слуха не должна препятствовать усвоению учебного материала, идти в отдельное время.