Первый детский лагерь глухих

На базе детского лагеря «Ёлка» в Мытищинском районе Московской области произошло неординарное и долгожданное событие в новейшей истории России – 21-24 августа туда приехали дети из разных уголков России: Иваново, Нижний Новгород, Новосибирск, Сургут, Санкт-Петербург и даже Одесса. И, конечно, большинство было из Москвы и Московской области. Что за мероприятие, раз туда собрались дети с 12 до 15 лет (также было несколько 11-летних), которые прибыли не с одного региона?

Дело вот в чем, там родительская организация АНО «Я понимаю» организовала первый в России детский лагерь для глухих и слабослышащих подростков «Прорыв». Прототипом послужил Европейский лагерь EUDY, который подразумевает подготовительную работу по взращиванию будущих лидеров, активистов общества. Организаторы лагеря – Елена Соловейчик и Екатерина Савченко, вожатые – Татьяна Трофимова, Валентина Петроченко (г. Новосибирск), Ксения Мельчаева (г. Иваново, студентка РГСАИ), Виктория Скворцова (г. Краснодар, студентка РГСУ), Сергей Цветков (г. Иваново), Яна Савенкова (г. Москва, слышащая мать).

 

После знакомства с правилами лагеря детей распределили по командам, и к каждой команде прикрепили вожатого. Вожатые оказались добрыми, пушистыми, но строгими: забрали у детей телефоны и позволяли пользоваться ими только по вечерам и то недолго. На удивление оных несколько подростков вообще спокойно отказалось от мобильных устройств, мотивируя тем, что они приехали сюда (в лагерь) знакомиться, общаться и учиться, а дома успеют и в телефоне «посидеть».

 

 

Первым мероприятием был подбор для каждой команды девиза и названия. Юные таланты весело включились в работу, затем с юмором выступили на сцене, представляя свои команды. В результате чего появилось 6 команд: Молния, Супердеаф, Тапочки, Спортсмены, БипМак, Адреналин. Вожатые принимали минимум участия, только поддерживали их идеи и давали подсказки.

В течение 4 дней было немало лекций и тренингов, почти они все, за малым исключением, проводились усилиями организаторов и вожатых. К примеру, вожатая и мать одного из участников лагеря Татьяна Трофимова рассказала подросткам про Европейский детский лагерь, в котором она принимала участие как вожатая в 2017 и 2018 годах (Призналась, что после этих мероприятий у нее загорелось желание провести подобное мероприятие в России. Очень рада, что идею удалось реализовать в этом году. Если бы не АНО «Я понимаю» с их лидерами Еленой Соловейчик и Екатериной Савченко, эта идея оставалась бы мечтой. Вот что значит совместная работа – ребятам понравилась мораль: «Один за всех, все за одного».

 

 

К вечеру первого дня лагеря «Прорыв» Екатерина Савченко подняла вопросы, касающиеся грамматики русского жестового языка. Эта тема актуальна, ведь сами участники лагеря являются носителями этого языка. Ребята, даже те, кто из семьи глухих, мало задумывались над тем, сколько тайн и интересных секретов он таит. Все, даже волонтеры убедились, что особенности русского жестового языка и культуру глухих должен знать каждый глухой, несмотря на различную степень нарушения слуха, ведь это их язык, на котором они общаются.

 

 

На следующий день Елена Соловейчик знакомила участников лагеря с историей глухих. Были упомянуты все крупные вехи, касающиеся истории/жизни глухих: первые попытки обучения глухих в Средние века; аббат де Л’епе; его ученик, один из отцов амслена (ASL), Лоран Клерк; Томас Галлодет, основатель первого в мире университета глухих; выдающиеся российские сурдопедагоги Виктор Флёри и Карл Арнольд; Миланский конгресс 1880 года, запретивший обучение глухих на жестовом языке и положивший начало господству «орального» метода обучения; инклюзивное образование – идея и реальность. Также были обсуждены вопросы и проблемы взаимодействия детей с родителями и учителями в учебном процессе. Порекомендовала всем участникам развивать в себе стремление учиться чему-то новому, узнавать и добиваться защиты своих прав. Например, их право на качественное обучение, перевод. Затем по итогам лекции провела викторину. Если судить по ответам — ребята запомнили историю на ура! Их энергия бьет ключом, аж я сам обзавидовался: где мои школьные годы, которые пришлись на суровые 90-е…

 

 

Татьяна Трофимова в этот день вела лекцию-тренинг «Международные жесты» с целью познакомить детей с ним, чтобы все были подготовлены к участию в международных мероприятиях, если примут участие в них. На вопрос, кто хочет пробовать пообщаться на международных жестах, поднялся лес рук. Решили дать каждому шанс проявить себя: по 2 участника выходили на сцену и пытались выразить на международных жестах фразы, заранее подготовленные ведущей, в форме диалога. Также во время лекции был организован видеомост с Денизом, председателем Европейского союза глухой молодежи, его секретарем – Роем и главным бухгалтером. Те поделились своим опытом организации лагерей для молодежи. Сами дети были восхищены общением с иностранцами и задавали им очень много вопросов.

 

 

После ужина Екатерина Савченко провела игру «Знание – сила», направленная на интерес со стороны участников владению не только русским жестовым языком, но и русским языком (в устной и письменной формах).  За основу игры была взята всем известная игра «Пошевели извилиной», в которую Екатерина привнесла свои нотки. В перечне испытаний была знакомая многим игра, ориентированная на знание русского жестового языка – «Конфигурация», также было задание «Место движения жеста». Дети, как оказалось, хорошо владеют жестовым языком и показывали несколько вариантов выражения жеста (судя по результатам этих этапов). Полезная игра для детей, поскольку ведущая переводила каждый их жест на русский язык – таким образом дети узнавали точный перевод с жестового языка на русский. Сложный момент – «фразеологизмы». Участники игры должны были выразить на жестовом языке фразеологизмы русского языка (скидки на возраст игра не делает): «Водить за нос», «Зарубить на носу», «Как 2 капли воды» и другие. Радует, что команды смогли верно понять большую часть фразеологизмов.  Скорее всего, после такого задания у них будет стимул больше читать книги и изучать русский язык.

Тему русского языка продолжила и приглашенный лектор – к.ф.н., доцент ФГБОУ ВО «МГЛУ» Алла Константиновна Руденко, которая поделилась тайнами русского языка с его нюансами. Участников эта тема очень заинтересовала, ведь с русским языком можно познакомиться с помощью различных словарей, энциклопедий. К примеру, всем понравилось происхождение слова «красный», его пояснение захватило внимание всех, кто был в зале. Ведь это слово часто встречается в русской культуре, не только в русском языке: мифы, одеяния, флаги и др. Исторически на Руси все хорошее было связано с красным цветом. Ещё «красный» – символ опасности, знак тревоги: цвет светофора, дорожный знак «СТОП, «Красная книга России» (вносят виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения).

Другие приглашенные специалисты из «Банка Хоум Кредит» Виктория Жукова со своей помощницей провели игру «Полезные деньги». Этот тренинг оказался впоследствии очень интересным, интерактивным и увлекательным не только для детей, но и волонтеров. Именно в детстве закладываются основы финансовой грамотности и умению распоряжаться со своими финансами. Участников разделили на 4 команды: Бипмаковы, Глуховы, Банкоматовы, Адреналиновы. Каждой команде выдали листы с тестами из 6 вопросов. Члены команд в определенный промежуток времени должны были ответить на каждый вопрос: это была их работа, за которую они получили свою первую заработную плату. Деньги нужно тратить каждый месяц, но так, чтобы в следующий месяц не попасть впросак. Чем не жизненная арифметика. После каждого месяца, а их было 5, подводили итоги и начисляли каждой команде очки. К последнему месяцу никто не подошел равнодушным, страсти и дискуссии лились через край, волонтерам приходилось осаживать детей – лица стали чуть ли пунцовыми, вовсю пытались лезть на столы, чтобы обосновать свои расходы. Так, Бипмаковы набрали 193 очка, Глуховы, в свою очередь, взяли 197 очка, буйные Банкоматовы – 207 очка, а Адреналиновы – всего лишь 155 очка. Как итог – Банкоматовы стали победителями игры. Аплодисменты им! Затем каждому участнику вручили книжку-самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги».

 

 

 

Другие волонтеры проводили свои тренинги и лекции. Виктория Скворцова провела мастер-класс «Десерт к ужину». Командам дали воздушные хлопья, конфеты M&M&, шоколады и все атрибуты для изготовления тортов. Им предстояло показать свое кулинарное мастерство – тут проявили себя те дети, которые, видимо, уже готовили десерты с родителями дома. У них торты получились получше, общими усилиями всем удалось создать маленькие шедевры, которые были съедены вечером в тот же день.

 

 

 

А Сергей Цветков провел свой фирменный тренинг – «4 состояния», в ходе которого сурово указывал детям на их ошибки в командном взаимодействии. Действительно, зачем ругаться и критиковать друг друга, если можно договориться и поддержать. Тут все стали возмущаться, мол, они не виноваты, а другие – Цветков пересек все эти попытки перекладывания вины на другого и отметил, что быть в одной команде, значит, действовать в одной упряжке. Другой волонтер из Иванова Ксения Мельчаева с «Креативностью» пробовала раскрыть творческий потенциал участников через ряд игр, викторин. А тренинг на рождение идеи показал, что команды при желании могут рожать весьма интересные идеи, кто-то предложил открыть частную школу для глухих, кто-то – создать робота-переводчика.

 

 

 

 

Не только лекциями и тренингами был полон лагерь, к услугам детей были и бассейн, волейбольная площадка, футбольное поле. Ещё они соревновались в прохождении квестов, играх по станциям, находили пару по бумажкам, гримасничали, изображая эмодзи.

 

 

 

 

 

Какой же лагерь без сюрприза! С мастер-классом к ним приехал набирающий популярность во всем мире танцор Андрей Драгунов. Восторгу детей нет предела – ведь к ним приехала одна из звезд «глуховского» YouTube и Instagram, столь популярными соцсетями у молодого поколения. Показал мастер-класс VV, поппинга, провел активные игры на включение внимания, танцы. Дети все время пытались нарушать правила и жульничать, заставив бедного Драгунова попотеть, но с этим он справился. Затем поделился своей краткой биографией и историей успеха. Посоветовал всем не бояться ошибок! Каждая ошибка – это очередной шаг к успеху после того, как их станет много, то можно будете взобраться по этой куче к вершине цели. Любите свои хобби, любимое увлечение – сделайте его основной профессией и целью, тогда у каждого будет своя вершина. Не секрет, что если ребенок уделяет учебе немало времени, тогда у него результаты будут высокими. Наконец-то Драгунов завершил свои игры, и тут же подростки ринулись делать с ним селфи, чтобы выложить фотографии в Instagram.

 

 

 

В последний день посетил врио президента ВОГ Станислав Иванов, его появление было незаметным. Он мастерски слился с толпой детей и знакомился с ними, общался. Дети были обескуражены, несмотря на его высокий статус. Иванов для них был «своим» и, расхрабрившись, задавали ему ряд всевозможных вопросов и получали на них ответы. Сам Станислав отметил, что рад быть тут и рассказал детям свою историю жизни, как добивался своих вершин, порассуждал с участниками лагеря на тему их возможного будущего.

 

 

В целом, лагерь прошел на ура! Такие мероприятия нужно проводить ежегодно, желательно, по всей России, очевидна польза для всех. Родители получают обратно мотивированных детей, и сами дети начинают понимать, что их будущее в их руках и начинают активнее учиться, добиваться своих целей. А глухое общество получает добрый десяток потенциальных лидеров.

 

Комментарии участников:

Мартин Шапов (Новосибирск – Москва, ученик школы № 1529 имени А.С. Грибоедова – бывшая 37 школа)

Впечатления положительные, место красивое, кругом деревья – такую обстановку я люблю. А насчёт команды – я рад, что мы все подружились, раньше у меня такой дружной команды не было. Горжусь, что я член нашей команды. Получил понимание, что я должен быть уверен в себе, не слушать негативные высказывания других в отношении моих решений, упрямо гнуть свою линию – к своей цели, к тому, чего я хочу. Моя цель – стать хирургом, чтобы помочь спасать жизни тех, у кого проблемы со здоровьем. Хочу сломать стереотип, что глухой не может быть хорошим доктором и быть первым в этом отношении, уверен, что потом за мной последуют и другие, желающие работать в медицине.

Никита Залознов (Оренбург – Москва, ученик школы № 1529 имени А.С. Грибоедова – бывшая 37 школа)

Лагерь оставил прекрасное впечатление, негативных моментов нет, все на позитиве. Вожатые – крутые люди, квесты, лекции про Европу, лагеря и множество других. Вот вернусь домой, обязательно поделюсь с родителями, друзьями! Хотя мне хочется тут ещё оставаться, окончание лагеря воспринимаю как обрыв знаний. С интересом узнал, что глухие могут все, большинство ограничений мы придумываем сами! Мы можем идти туда, куда хочется, хоть в космос, в армию. Жаль, в Оренбурге мы получаем мало информации, у нас знания и темы простые, многое не знаем, еще у нас часто говорят, мы не можем, мы глухие, для нас это невозможно. А в Москве я узнал, что все наоборот, все можно – нужна вера в себя и желание. Советую всем не «сидеть» в телефоне, а гулять, заниматься спортом, учиться новому. Понял, что нужно поставить цель и упрямо идти е нему: учеба, работа, потом что-то – главное достичь цели. У меня это – создать базу, где все глухие могут собираться и проводить разные мероприятия.

Ефим Перфильев (Москва, школа №65)

Когда я впервые пришел – то подумал, обычное спортивное мероприятие, много незнакомых. Потом во время игр со всеми познакомился, приехали из разных городов, даже один с Украины. Был удивлен, что международные жесты – это просто набор жестов, а не язык, как я думал раньше. Это просто помощник в общении с разными людьми из других стран. А ещё я понял, как нужно быть осторожным с деньгами и думать, как тратить, покупать. Это важно! Я спортсмен, тут дали полезный совет – нужно идти к цели, учиться и тренироваться. Чтобы узнать новые техники и детали – нужно учиться, а если есть знания, то результаты будут лучше. Значит, появится шанс на участие в Сурдлимпиаде. Ещё хочу отлично жонглировать мячом, научиться ярко танцевать!

 

 

 

 Текст: Тихенко Геннадий,

Соавтор: Сергей Цветков.

1 день

2 день

3 день